культура

11 портретов М.Ю. Лермонтова: жизнь и смерть.

Как смотрится «наше всё» – поэт и писатель Александр Пушкин (статья о портретах Пушкина

Тот или иной был Лермонтов и которой его портрет признан более схожим на оригинал?

Ось что пишет о Лермонтове в собственных мемуарах И.И. Панаев, российский писатель, журналист, в первый раз встретивший поэта в 1838 году в салоне В.Ф. Одоевского: «Внешность Лермонтова была весьма замечательна. Он был маленького роста, уплотненного сложения, имел огромную голову. Большие черты лица, широкий и большенный лоб, глубочайшие, умные и пронзительные темные глаза, невольно приводившие в смущение того, на кого он глядел длительно».

Портрет был написан поэтом в 1837 году на Кавказе, куда он был сослан за стихотворение «Погибель поэта». Родственник Лермонтова Аким Павлович Шан-Гирей считал портрет одним изо самых успешных изображений поэта.

„… портрет рисован самим поэтом акварелью в бурке — в армейском мундире. Это очень любознательный портрет, обязано быть весьма схожий. Выражение глаз, все черты представляют один нрав с вышеозначенными, лишь волосы подлиннее и иначе верно зачесаны, как добивалось этого в то время предписание для всех служащих. Портрет рисован на Кавказе, где позволялись некие отступления от серьезных правил формы“.Ахти. Опекушин. В области поводу монумента Лермонтову (Письмо в редакцию). „Новое время“, 1883, 8 (20) марта, № 2523, стр. 2.

Большенный степенью достоверности отмечаются мемуары о поэте Ю. Ф. Самарина, российского публициста, философа. Он один изо первых далее смерти поэта отдал характеристику личности Лермонтова:
«Я нередко лицезрел Лермонтова за всегда его пребывания в Москве. Это очень артистичная натура, неуловимая и неподдающаяся никакому наружному воздействию…вы еще не успели с ним заговорить, если он уже насквозь раскусил: он все замечает, его взгляд тяжел, и ощущать на для себя данный взгляд мучительно. 1-ые минутки присутствия этого человека было мне неприятно; я ощущал, что он весьма проницателен и читает в моем уме. Данный человек никогда не слушает то, что вы ему гласите, — он вас самих слушает и следит, и далее того, как он полностью сообразил вас, вы продолжаете оставаться для него кое-чем совсем наружным, не имеющим никакого права что-либо поменять в его жизни».

Оставим портрет стоять в стороне. Это особая вещь, она совершенно точно лична. Начнем с детских портретов.

Это самый ранешний портрет Лермонтова – на портрете ему 3-Четвертого года. Портрет выполнен неведомым художником, может быть, крепостным. С ранешнего юношества Миша Лермонтов был склонен к рисованию, живописец выделил это увлечение: правой рукою ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвернутый лист бумаги с непонятно какими зарисовками.

Он отрисовывал мелом звериных на зеленоватом сукне, которым был устлан пол его комнаты. Это увлечение было не по нраву бабушке грядущего поэта, Лермонтов упрямо продолжал. Бабушка сдалась: мальчугану подарили его 1-ые акварельные краски.

Черты лица взрослого поэта отлично угадываются в детском портрете. Можно представить, что художнику удалось выудить главные черты оригинала.

Данный портрет вызывает сомения у неких профессионалов (И.Зильберштейн, Е. Ковалевская). Лицо малыша имеет сходство с портретом выше. Описание Лермонтова в этом возрасте так-же не оставляет колебаний в том, что это Миша Лермонтов. Выполнен портрет возможно крепостным. На портрете мы лицезреем мальчугана 6 – восьми лет, каштановые, гладкие волосы аккуратненько острижены и уложены. Взор выражает сосредоточенность. Стоит, облокотившись левой рукою на стол. В расспахнутой шитой золотом красноватой курточке, весьпод которой виден голубий костюмчик с золотыми галунами и белоснежным плиссированным воротничком.

„В детстве внешность его невольно направляла на себя внимание: коренастый, небольшой ростом, с большенный головой и бледноватым лицом, он владел большенными коричневыми очами, сила притягательности которых до сего времени остается для меня загадкой. Глаза эти с умными, темными ресничками, делавшими их еще поглубже, производили чарующее воспоминание на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. Во время вспышек гнева они бывали ужасны. М. Е. Меликов. Заметки и мемуары художника-живописца. „Российская старина“, 1896, т. XXXVI, кн. 6, стр. 648.

Красочного либо графического изображения М.Ю. Лермонтова в период его обучения в Москве нет. Большая часть портретов относится уже к следующему, петербургскому периоду жизни.

Данный портрет, как свидетельствует Ахти. М. Меринский, товарищ Лермонтова без Школе юнкеров, Арсеньева заказала в 1834 году, сходу без производству внука в корнеты.

«Здесь Лермонтов изображен в лейб-гусарском виц-мундире и накинутой поверх его шинели, с трехугольною шапкой в руках… Это наилучший изо узнаваемых мне портретов Лермонтова; хотя он на нем и весьма польщен, но поближе всех иных передает общее выражение его физиономии (в отличные его минутки), в особенности его глаз, взор которых имел вправду нечто чарующее, «fascinant», как говорится весьфранцузски, невзирая на то, что лицо поэта было весьма безобразно“.М. Н. Лонгинов. „М. Ю. Лермонтов“, „Российская старина“, 1873, т. VII, кн. 3, стр. 383.„Он был одет в гусарскую форму <…> Я лицезрел впереди себя не малыша и юношу, если мужчину во цвете лет, с огненными, но печальными без выражению очами, смотрящими на меня приветливо с духовной теплотой“.М. Меликов. Заметки и мемуары художника-живописца. „Российская старина“, 1896, т. LXXXVI, кн. 6, стр. 649.

На портрете Лермонтов в черном расспахнутом сюртуке лейб-гвардии гусарского полка с красноватым воротником на голубой подкладке. В черном жилете и черном галстуке. В эполетах с одной звездочкой.

2-ой портрет работы Ахти.И. Клюндера — бардовское повторение 1839 года (изо коллекции однополчанина поэта В.Д. Бакаева) — практически не различается от первого, нарисованного этим же художником разница только в том что Лермонтов повернут в другую сторону и в маленьких конфигурациях.

«Выразительное лицо создателя «Героя нашего времени» и полные мозга и красоты глаза его совсем не переданы гравюрами и литографиями, до сего времени печатающимися с наименованием портрета Лермонтова: на их является некий дюжинный офицер, с самой пошлой физиономией. Ввиду этого, читателям «Российской старины», естественно, приятно будет выяснить, что наше собрание портретов обогатилось совсем случаем потрясающим подлинным акварельным портретом Лермонтова. Портрет данный изготовлен, как числится изо подписи на нем, в сентябре месяце 1839 г. художником Клюндер.“.„Российская старина“, 1873, т. VIII, кн. 11, ноябрь (От редакции).

Лермонтов в черном глухом сюртуке с красноватыми обшлагами. Посиживает. Направьте внимание — в правой руке сигара. За спиной красноватая подушечка. Слева на подушечке масляными красками: „Заболотской » и дата 1840 (славянскими литерами). Данный портрет выполнен художником близко к реальности, с теплотой и любовью, у поэта мягенький, умный сосредоточенный взор. Таковым был Лермонтов сначала 1840 года.

„Голова его была непропорционально велика с туловищем; лоб его показался для меня восхитительным своею величиною; смуглый цвет лица и темные глаза, темные волосы, обширное скулистое лицо напомнили мне что-то общее с фамилией Ганнибалов… у Лермонтова страсти пылкие отражались в огромных, обширно расставленных темных очах, около широким нависшим лбом и в других больших (не понимаю, как по другому выразить противоположность «тонких») очерках его лица“.Изо дневника Ахти. Н. Вульфа от 21 марта 1842 года: Ахти. Н. Вульф. Дневники. Ред. и вступительная статья П. Е. Щеголева. Изд. „Федерация“, М., 1929, стр. 382—383

Очень ценен данный портрет. Он выполнен карандашом в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова поручиком артиллерии бароном Дитрихом Паленом, в палатке барона Л. В. Россильона, во время экспедиции генерала Галафеева в малую Чечню за Сулак. Далее схватки при «Валерике», так поэтически описанного Лермонтовым, отряд генерала Галафеева некоторое количество дней стоял у Миатлинской переправы. Это – оплечное, профильное изображение, выполненное карандашом на бумаге: у поэта усталый вид, он небрит, в очах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это – единственный профильный портрет Лермонтова, он весьма важен, нужен при лепке бюста. Маски с погибшего поэта снято не было.

„Меж иным барон <Россильон> возмущался и тем, что Лермонтов прогуливался небритым. На профильном портрете, в фуражке, изготовленном в это время бароном Паленом, вправду видно, что поэт в походе отпустил для себя баки и отдал волю волосам расти и на подбородке. Это было против правил формы, но растительность у Лермонтова на лице была так бедна, что не имела возможность возбудить серьозного внимания серьезных блюстителей уставов. Вообщем, на Кавказе можно было позволить для себя отступления“.П. Ахти. Висковатый. Миша Юрьевич Лермонтов. Снова отысканный и в первый раз изданный его портрет. 1840. „Российская старина“, 1884, т. XLI, кн. 1, стр. 344—345.

С натуры портрет был написан художником Кириллом Антоновичем Горбуновым.

„Тут сейчас Лермонтов в отпуску и через две недельки снова движется на Кавказ. Я заказал списать с него портрет Горбунову: вышел похож“.Ахти. Ахти. Краевский — М. Н. Каткову. 11 III 1841 (П. Попов. Новейший документ о поэте. „Литературная газета“, 1941, № 25).

Портрет остался незаконченным весьза отъезда поэта на Кавказ, и был дописан уже далее его смерти. Работа Горбунова очутилась первым изображением Лермонтова, с которым познакомились читатели, и единственным в течение практически 22 лет, без которому делалось огромное количество гравюр и литографий. В первый раз портрет (акварель) Горбунова был приложен в виде литографии к первой части «Стихотворений М. Ю. Лермонтова», изданных еще в 1842 г. Без преувеличения можно сказать, что это — более всераспространенный портрет поэта.

„Замечательно, как глаза и их выражение имеют все шансы уличать превосходные возможности в человеке. Я, к примеру, испытал на для себя это воздействие при последующем случае. Войдя в людную гостиную дома, принимавшего постоянно лишь одно самое высшее общество, я с неким удивлением увидел посреди гостей какого-то маленького роста пехотного армейского офицера, в очень нещегольской армейской форме с красноватым воротником без всякого шитья <> я внимательно поглядел на него так был поражен ясным и умным его взором, что с огромным любопытством задал вопрос о имени незнакомца. Обнаружилось, что данный умеренный армейский офицер был никто другой, как поэт Лермонтов“.Ахти. В. Мещерский. Мемуары. М., 1901, стр. 86.

Это крайнее прижизненное изображение поэта навевает грусть. Близко знавшие Лермонтова находили в нем огромное сходство с оригиналом. Дальше будет ссора и погибель.

Как офицер Лермонтов был человеком полностью храбрым. Он участвовал в 2-ух весьма суровых экспедициях. Тяжелый человек, и себе, и для почти всех остальных. Но близкие друзья его обожали, и есть мемуары, где он стает совсем прелестным человеком, хорошим и смышленым. Хотя радостным он был своеобразно. Он был насмешливо весел. Сарказм и храбрость свели его в гробницу.

«С самого приезда собственного в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни 1-го варианта, где бы был в силах он сказать мне чего-нибудть противное. Остроты, колкости, издевки на мой счет, одним словом, все, чем лишь можно досадить человеку, не касаясь до его чести… Я отважился положить этому конец».Изо показаний Н.С. Мартынова 17 июля 1841 года на следствии без делу о дуэли.

В области словам князя Васильчикова, Лермонтов всю дорогу к месту дуэли шутил, гласил что сам стрелять не будет, да и Мартынов стрелять не станет. «Мартынов выстрелил так метко, что Лермонтов свалился, — говорил князь Васильчиков, — как как будто его скосило на месте, не сделав движения, ни вспять, ни вперёд.».

На 2-ой денек далее смерти поэта Р. К. Шведе сделал портрет «Лермонтов на смертном одре.

„Посылаю без нынешней почте портрет Лермонтова, снятый далее его погибели; брат мой, Алексей Аркадиевич, поручил его написать единственному живописцу, в то время бывшему в Пятигорске. Если же не ошибаюсь, живописец был изо солдатиков и живопись нехороша, но память дорога, потому что это — единственный снимок“.Д. Ахти. Столыпин — Ахти. Ахти. Бильдерлингу. Москва. 16 XII 1882 (ИРЛИ, ф. 524, on 4, № 32, л. 59 о.).

Портрет, написанный без заказу Ахти. Ахти. Столыпина, много лет находился у него, если в 1882 году был передан в Лермонтовский музей.

„Мы оба с Вягелиным пошли к квартире мертвеца, и здесь я узрел Миши Юрьевича на столе, уже в незапятанной рубахе и обращенного головой к окну. Человек его обмахивал мух с лица мертвеца, если живописец Шведе снимал портрет с него масляными красками“.Записки декабриста Н. И. Лорера. Приготовила к печати и комментировала М. В. Нечкина. М., 1931, стр. 261.

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на древнем пятигорском кладбище. Проводить его в крайний путь пришло огромное количество людей: обитатели Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, наиболее полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Миши Юрьевича несли на собственных плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить. Далее смерти Лермонтова его останки в железном саркофаге был перевезен изо Пятигорска и захоронен в склепе 23 апреля 1842 года. Рядом с могилами его мамы и деда. В том же году над могилами была сооружена часовня.

Моя статья о Пушкине:

Смотрите и читайте мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

Ахти.Житков.

Источник: zen.yandex.ru