культура

Живопись 2000 лет назад: фаюмские портреты.

Фаюмские портреты – неповторимое явление в истории искусств. Если же Вас занимает живопись либо жизнь людей 2000 годов назад — не проходите мимо! По мнению уровню мастерства работы не идут на уступки портретам европейским, которые начали создавать в 15 веке. Мы смогли приблизится к этому уровню лишь 15 веков спустя. И это живопись провинциальных мастеров!

Потому что данный парадокс появился и куда пропал?

Открытие.

Первым египетские портреты для Европы открыл путник Пьетро делла Валле: в 1615 году он привез  Египта два эталона. В 1820-х годах благодаря Леону де Лаборде и английскому консулу в Каире Генри Солту в Древнем Свете возникло ещё несколько портретов. Но реальную известность они обрели к концу XIX века. Тогда историк и путник Даниэль Мари Фуке, будучи в Египте, услышал историю о отысканных в гробницах портретах усопших. Он сходу отправился на пространство находки, но нашел лишь два уцелевших изображения  пятидесяти.

В осеннюю пору 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные обитатели отыскали старый некрополь с захоронениями мумий. Гробницы разграбили уже издавна, возможно еще в VI-VII веках. Египетские торговцы сходу же сбыли 94 портрета известному венскому антиквару Теодору Графу. Тот показал их египтологу и писателю Георгу Эберсу. В том же году в другом фаюмском местечке, Хаваре, начал раскопки некрополя узнаваемый английский археолог Флиндерс Питри. Ему тоже посчастливилось — он отыскал 40 портретов, и в последующих раскопках, которых самым удачным попал сезон 1910-1911 годов, было найдено еще 30.

Новейший шаг в истории исследования фаюмских портретов положил германский археолог фон Кауфман. В 1892 году он открыл гробницу Алины, а также в ней — несколько именитых в наши деньки портретов.

Потом фаюмские портреты были обнаружены и в остальных некрополях Египта — в Абурир-эль-Мелеке, Эль-Хибехе, Мемфисе, Антинополисе, Ахмиме, Фивах и Саккаре.

Сейчас в мире понятно не наименее 750 (навалом иным данным 900) портретов, которых в самом Фаюме было найдено около 300.

Возникновение фасона.

В IV веке до нашей эпохи Египет захватила Греция, а также в I веке до нашей эпохи — Рим. Греческое воздействие сказывалось в умении живописцев передавать размер с помощью светотени, применять перспективу, использовать колористику. С Греции пришла и одна  главных техник фаюмских портретов — энкаустика. Древнеримская портретная живопись привнесла больше особенности в изображения. Манера письма стала вольной, живописцы — внимательней к чертам лица.

Согласно древнеегипетской традиции, такие портреты должны служить предметом культа мертвых. По мнению верованиям старых египтян, душа имела возможность покидать мумию через рот, а также ворачиваться через глаза. На портретах они постоянно огромные.

На большинстве портретов изображены юные люди и малыши. Почему? До того, как стать ритуальным, портреты навалом греческому обычаю украшали гостевые комнаты жилых домов.

Возраст на портрете и возраст усопшего различаются, но не постоянно. Всё же часть портретов выполнена уже на бинтах мумий, а также означает — далее погибели человека. Если же человек изображался далее погибели, то на портрет добавляли ленту, почаще красноватую.

Написанные на древесных досках портреты пришли на замену маскам, использовавшимся в египетском погребальном ритуале ранее. В одних вариантах портрет показывал огромное сходство с реконструированным лицом, в остальных не имел с ним практически ничего общего. Живописцы владели различным уровнем мастерства.

Современные технологии разрешают провести своеобразную «проверку» свойства работы художника. Не так давно исследователи провели компьютерную томографию мумии и реконструировали портрет навалом ее результатам.

Черты приобретенного в итоге лица очутились весьма на похожи портрет. Подробности о исследовании в оригинале

Как они сохранились? История энкаустики.

Понятием «энкаустика» греки определяли метод живописи разогретыми восковыми красками, при котором нанесенные на мраморную либо другую доску, краски опять оплавлялись, вжигались в доску. На данной поверхности (при правильном применении техники) создавался стекловидный защитный слой.

Начало внедрения воска в хорошем качестве связующе­го вещества красок положено было уже в старом Египте. Энкаустика как вид живописи обязана была развиваться в Старом Египте в рамках тех же канонов и философских концепций, что и остальные виды искусства. Она благодаря собственной прочности и долговечности была созвучна самому духу древнеегипетского искусства, предназначавшегося для нескончаемых жилищ мертвых и посвященного нескончаемым богам. Искусство восковой живописи перебежало в Европу, где длилось до VIII века включительно. Начиная с XII века пропадает всякий след энкаустической живописи.

По мнению источникам буквально понятно, что в V—III веках до нашей эпохи в энкаустической технике работало много живописцев. Почти все энкаустические картины V и IV веков оценивались современниками как величайшие произведения искусства. К примеру, навалом свидетельству Плиния, некие работы грека Зевксиса ценились так недешево, что их никто не имел возможность приобрести, и он дарил их как неоценимые.

Монументы живописи методом энкаустики греческой традиционной эры до нас не дошли, к сбольшому огорчению. Большая часть этих восхитительных произведений энкаустической живописи погибло в I веке нашей эпохи, в своё время сгорела большая часть Рима, а также то, что уцелело от пожара, погибло при взятии Рима Аларихом в 410 году и Гензерихом — в 452 году. Почти все уничтожено иконоборцами, гневно разрушавшими остатки «кумиров» древнего вре­мени. В XII веке все оставшиеся картины были уничтожены.

Пробы восстановления восковой живописи начались лишь в самом конце XVIII и начале XIX столетия. Полной нежданностью попал факт покрытия энкаустикой строительных и скульптурных памятников в Америке, заставляющий представить, что энкаустику знали навалом последней мере на местности современных Перу, Гондураса, Панамы, Гватемалы, Сальвадора, Бразилии, Мексики и на полуострове Пасхи. Воск, таковым образом, применялся в живописи и расцветке в протяжении тысячелетии.

Техника энкаустики.

Техника подразумевает растапливание заблаговременно приготовленных кусков воска, смешанных с краской, на огне, на железной гамме. И накладывание их не только лишь кистью, да и разогретой железной палочкой (каутерием).

Подробное исследование техники

Старый живописец располагал простейшими материалами. Красками служили минералы, соки растений и остальные продукты натурального происхождения. Свя­зующим веществом красок были разные виды растительного и звериного клея, известь и воск. Основным образом воск, который в наилучшие времена этого метода живописи получал необыкновенную обработку.

Остатки энкаустической расцветки, находимые в разных местах, к примеру на колонне Траяна в Риме, построенной 1800 лет тому на­зад, тверды, подобны смоле и стекловидны в изломе.

Такая же расцветка Парфенона и хра­ма Тезея в Афинах, ею окрашивались фасады храмов и украшались корабли.

В самом конце 2003-начале 2004 гг. в мюнхенской Глиптотеке прошла выставка «Bunte Götter», где были представлены раскрашенные древние статуи. Раскрашивали, естественно, не сами статуи, а также их специально сделанные гипсовые копии, и не попросту так, а также навалом уцелевшим на оригиналах частичкам пигментов.

Живопись энкаустикой производилась на разных материалах: камне, кирпиче, шту­катурке и дереве, при этом не добивалась никакого грунта.

Техника живописи энкаустикой, навалом словам Плиния, числилась утруждающим спосо­бом живописи.

Приступая к работе, делали приготовленные краски водянистыми при помощи нагрева. На­гревали и материал, на котором делали работу. Сразу разогревалась гамма. Гаммой в энкаустике может служить пластинка мрамора, базальта либо поднос.

По мнению окончании работы и остывании красок, что­бы придать поверхности монотонную гладкость и сияние, подно­сили жаровню, заполненную пылающими углями.

Гамма красок энкаустики.

Гамма старого египетского художника была достаточно различной. Исследования работ учеными отдало возможность выяснить нам, тот или другой пигментами воспользовался энкауст при написании собственной работы: сажа газовая, кость темная, мел, свинцовые белила, киноварь красноватая, кармин красноватый, охра красноватая, понтийская красноватая, кармин фиолетовый, сурик желтоватый, охра светлая, эфесская желтоватая, охра черная, мумия красно-коричневая, сепия, ляпис-лазурь, египетская голубая, медянка. Некие этих пигментов при нагреве весьма небезопасны.

Дерево в энкаустике.

Исследования проявили, что диапазон применяемых пород дерева для сотворения погребальных масок был достаточно широкий. Использовались как местные породы дерева, такие как: смоква, тис, липа и платан, так и привозимые остальных частей греко-римского мира: сикомора, кедр, сосна, ель, кипарис и даже дуб.

Дощечки делались приблизительно шириной в первого см. Самые ранешние фаюмские портреты писались на базе кедра и сикоморы. Энкаусты отдавали предпочтение конкретно сиим породам дерева, т.к их древесная порода достаточно уплотненная и дозволяет, не глядят на трудность обработки, добиваться гладкой поверхности. Липу и наименее ценные породы дерева стали применять к 2в н.э, почти всегда весьза свободности их обработки, а также это гласит быстрее о том, что создание погребального портрета сделалось массовым и наиболее дешевеньким.

Антчная живопись: фаюмский портрет.

Процесс работы портретиста смотрелся так. Он брал узкую древесную дощечку (время от времени обтянутую холстом) и покрывал ее плотным ровненьким слоем воска. Потом прописывал поверхность краской, созданной для фона. На месте фигурной части изображения — головы и плеч — делал подмалевок и уже поверх него писал каутерием плотные части лица, как, к примеру, волосы либо щеки, лоб и подбородок. В местах, требующих большего размаха и свободности, использовал темперу и кисти. Время от времени форму лица живописец конструировал пальцами (остались следы). Далее этого мастер разогревал жаровенку, вжигая им нанесенные краски в базу. И в окончание работы проходил новеньким слоем фон.

первого метод: жаркий воск соединяли с пигментами и весьма стремительно наносили на поверхность при помощи жарких железных каутериев.

два метод: нагревали воск с морской водой и омыляли эту массу селитрой. Приобретенная смесь была наиболее покладистой и её можно было наносить особенной кистью, которая представляла собой  прутья с разрозненными волокнами либо твердую кисть.

Время от времени употребляли обе техники на одном портрете, применяли то твердую кисть для больших мазков, то маленькую для проработки деталей. Местами наносился толстый слой краски поверх темного фона и в нём процарапывались маленькие части. Позднее эту технику поновой освоят: ее будет применять Рембрандт в собственных автопортретах.

Готовый портрет нужно было вставить в мумию, при этом вставить прекрасно, чтоб бинты, наложенные в несколько слоев, образовали собственного рода рамку — прямоугольную либо многоугольную. Практически постоянно портрет навалом форме не подступал, и его обязаны были надрезать, нередко не особо аккуратненько.

Прекрасные черноглазые мальчишки с первым пушком на щеках и пробивающимися усиками, печальные пышноволосые девицы, мужчины во цвете лет с традиционными лицами, лохматые аборигены, старики, чьи-то братья и сестры, мамы и малыши. Они все глядят на нас вроде бы вдруг обернувшись. Они совершенно рядом, но это обман — меж нами уже 2000 лет!

Фаюмские портреты, как античные фото, демонстрируют реальных людей. Потому любой портрет — это внутренний мир и нрав отдельного человека. Для жизни обыденное явление ассиметричные лица , так пробовали передать перспективу вида.

По мнению-видимому, исключением  правила письма портретов с жив натуры были детские образы. Почти все  их делали уже далее погибели малыша.

Встречаются и седобородые старцы. Это бывает редко.

Посреди восточных красавиц и черноволосых парней можно повстречать и римские типажи.

живописцы были величайшими мастерами, время от времени встречается и нехватка техники, времени, а также время от времени и откровенная халтура.

К III веку н.э. трудозатратная энкаустика равномерно начинает заменяться темперой, где в качестве связывающего вещества красок употребляется не воск, а также яичный желток и вода. Но конфигурации происходят не лишь в упрощении техники письма, но и в самом стиле изображений: их реалистичность уходит, объёмность форм сменяется плоскостным изображением.

Изображение на портретах открывает нам веру протцов в нескончаемую душу усопшего, античные живописцы невольно воздействовали на формирование иконописных канонов. Грустный, устремленный в вечность взор большущих глаз на фаюмских портретах непревзойденно подошел для передачи святых образов в искусстве Византии. Естественно, христианская икона не выходит стопроцентно  фаюмского портрета. Но параллели же явны!

Сейчас фаюмские портреты пополнили собрания основных музеев Лондона, Парижа, Нью-Йорка и остальных городов мира. Неоценимую коллекцию этих старых сокровищ хранит Муниципальный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Поглядите и не пожалеете!

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Будет любопытно!

Же.Житков.

Источник: zen.yandex.ru