культура

«Свечения» искусства в дни Хануки

Москва. 4 декабря. INTERFAX.RU — В московской галерее «Триумф» открылась выставка современных израильских художников «EXTENSION. Israel: Свечения», ставшая частью программы первого ханукального фестиваля «Shine Bright».

В экспозиции, представленной при поддержке посольства Израиля в России и Израильского культурного центра «Натив», собраны работы 11 современных израильских художников.

Ханука — это праздник свечей и света, напоминающий о возвращении Второго Иерусалимского храма и чуде, позволившем поддерживать огонь храмового светильника на протяжении восьми дней. Замысел выставки перекликается с этой сакральной для иудеев историей, развивает тему надежды в непростые времена.

Как пояснил в своей вводной статье куратор выставки Рой Бранд, в современных условиях искусство должно продлевать жизнь проблесков надежды. «Блистательный свет, удел городов и лидеров, таит многие обещания, но на деле дает немногое. А надежду может разжечь только самый крохотный огонек, осветивший один зыбкий момент», — пишет он.

И этот посыл Бранда стоит держать в голове, начиная знакомство с экспозицией. На контрасте с шумной предпраздничной улицей картины и видеозаписи на выставке поначалу трудно поддаются восприятию, они требуют внимания и концентрации, а ноги по инерции спешат от одной картины к другой. Большинство картин, среди которых контрастные работы Тсиби Гевы с черно-белыми волнами, полотна Авнера Бен-Гала с то проступающими, то растворяющимися жуткими абстрактными фигурами, с первого взгляда кажутся средоточием темноты. И, лишь замедлив шаг и позволив себе вглядеться в игру теней, можно заметить то свечение, которому выставка и посвящена.

Отвечая на вопрос об особенностях взгляда израильских художников на проблему поиска надежды в современной жизни, куратор выставки Брандт сообщил, что, по его мнению, многие тенденции зарождаются и обретают наиболее концентрированное выражение в Израиле до того, как стать мейнстримом. «Таким образом, искусство, которое происходит из Израиля, обращает наш взгляд на сложность и богатство нашего времени, которые в другом случае было бы трудно выявить», — отметил Брандт.

Один из лейтмотивов экспозиции — взаимодействие между различными культурами — арабской, еврейской, европейской и американской. Как рассказал «Интерфаксу» Брандт, в работах художников надежда «проходит сквозь трещины между культурами, между индивидуальностями и между утвердившимися позициями и решениями, с которыми мы уже знакомы».

«Я думаю, что теперь мы испытываем текучесть идентичности как личной, так и общей. Художники, в частности, работают посредниками между культурами, между полами, они блуждают по неизвестным территориям между религиями, языками и формами жизни», — пояснил он.

Настроиться на темп выставки помогают видеоработы, почти медитативные, сосредоточенные на точках пересечения культур. На записи Даниэла Кикзалеса «Посланник» (2011 год) автор, стоя на вершине холма Скопус в Иерусалиме с видом на палестинскую деревню Аль-Иссавия, подыгрывает на электрогитаре призывам муэдзина к молитве.

Видеоработа Дор Гез «Сабир» (2011 год) — это рассказ Самиры Монайер, жившей в Яффе (сейчас — часть Тель-Авива). Женщина внимательна к деталям, она неторопливо перебирает в памяти разные жизненные ситуации, до и после арабо-израильской войны. Между тем солнце постепенно садится, олицетворяя течение времени.

Одна из наиболее ярких в цветовом плане работ на выставке — инсталляция с лайтбоксами «Без названия», автором которой стал Эйтан Бен Моше. Он концентрируется на сплетении культурного и материального: свет, изображения привычных предметов и абстрактных фигур смешиваются, напоминая игру стеклышек в калейдоскопе.

Буквальное сочетания атрибутов разных сфер жизни использует в своей работе художница Эстер Шнайдер. Инсталляция «Супрематическая стена» представляет традиционный орнамент из перьев павлина, бахромы, атласных лент, которые носят и религиозный, и бытовой, и эротический символизм в разных контекстах. Работа отсылает и к теории Казимира Малевича о «чистой форме», и к очертаниям Иерусалимского храма.

Сплавляя в своих работах материальное и духовное, индивидуальное для каждого народа и общее для всего человечества, художники на выставке «EXTENSION. Israel: Свечения» приглашают зрителей к поиску ориентиров, неспешному и осознанному. Они настраивают зрение на неочевидные детали, столь важные для человечества, но оказывающиеся в тени слепящего света современного мира.

Экспозицию можно будет увидеть до 10 января 2019 года.

Источник: interfax.ru